Главная » 2015 » Май » 3 » Конспект занятия по экологии на тему: Осень
14:05
Конспект занятия по экологии на тему: Осень
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Развивающая среда: мольберт, карточки с явлениями природы по временам года. Осенние листья, птицы, вырезанные по контуру, аудиозапись Чайковского «Времена года».

СОДЕРЖАНИЕ

В. : Какое время года приходит на смену лета?

Д. : Осень.

В. : Правильно. Осени посвящали свои произведения многие поэты и композиторы. Как вы думаете, почему?

Д. : Осенью красиво. Деревья стоят с красивыми листьями: желтыми, красными.

В. : Сейчас я прочитаю вам одно из стихотворений А. С. Пушкина об осени.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

В. : Дети, какое это стихотворение: веселое, грустное, печальное или торжественное?

Д. : Стихотворение красивое, но немного грустное.

В. : О каком периоде осени говорится в этом стихотворении: начале, середине или конце осени?

Д. : О конце осени. Потому, что месяц ноябрь – последний месяц осени.

В. : Почему это стихотворение грустное?

Д. : Солнышко светит реже, дни становятся короче, листья с деревьев опадают, птицы улетают в дальние края.

В. : Молодцы. Теперь посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы на них изображены (дети выходят и называют явления природы) .

В. : Ребята, какие времена года вы знаете? (Дети называют времена года) .

В. : На моем столе лежат карточки. Отберите те, на которых нарисованы осенние явления природы (дети выполняют задание) .

В. : Все эти явления происходят осенью. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Д. : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В. : Правильно. Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. В народе его называют златоцветом, рябинником. Птичьей стаей. Как вы думаете, почему? (Дети высказывают свои предположения) .

В. : Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле?

Д. : С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу, капусту, лук.

В. : Правильно, молодцы. Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – рожь и пшеницу.

А что делают звери с наступлением осени?

Д. : Звери строят и утепляют норы, делают запасы. Начинают менять шубки.

В. : Молодцы, ребята. Действительно, звери начинают менять шубки. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Многие делают запасы (белка, заяц). Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Для чего ему это нужно?

Д. : Он на всю зиму ложится в спячку.

В. : Еще у медведицы появляются медвежата, которых она должна выкормить своим молоком. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Только волк и лиса зимой не спят и запасов на зиму не делают.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ВОЛК И ЛИСА»

Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста.

В. : Вслед за сентябрем приходит октябрь – месяц хмурый, мокрый. Еще его называют листопадом. Почему?

Д. : С деревьев начинают опадать листья.

В. : Октябрь очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик моросит, а то первые снежинки запорхают. Люди постоянно наблюдают за жизнью природы, и делают свои приметы. Вот несколько осенних примет:

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

В. : В октябре начинают улетать птицы. Какие улетают первыми?

Д. : Стрижи и ласточки. Потому, что они питаются насекомыми. С наступлением холодов насекомые пропадают.

В. : Правильно. Чуть попозже улетают журавли и грачи, потому что они могут питаться ягодами и зерном. Последними улетают гуси, утки, лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает. Все птицы летят по-разному. Журавли летят клином, утки – прямым фронтом, гуси – косяком (выставляются пособия на мольберте) .

В. : Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетными) .

В. : Птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие) .

В. : Как люди должны заботиться о зимующих птицах?

Д. : Мы можем сделать кормушки и подкармливать птиц.

В. : Ребята, чем занимаются в октябре люди?

Д. : Делают заготовки на зиму, утепляют дома.

В. : Хорошо. Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. А в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»

Мы капусту рубим,

Мы капусту трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

Уф, устали!

Дети сопровождают текст движениями.

В. : Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный. Его задача – соединить глубокую осень с зимой. В народе его называют «Чернотропник», «предзимник», «ворота зимы». Попробуйте объяснить эти названия. (Высказывания детей) .

В. : Чем занимаются наши лесные жители в ноябре?

Д. : Они спрятались в своих домиках и кушают запасы.

В. : Какие работы у людей в ноябре?

Д. : Люди утепляют дома, меняют одежду на теплую.

В. : А ваши бабушки вяжут теплые носочки и рассказывают вам сказки. Если раннюю осень называют золотой, то позднюю осень – серебряной. Почему?

Д. : В ноябре земля и деревья покрываются инеем. На лужицах появляется лед.

Звучит музыка Чайковского «Времена года», воспитатель читает стихотворение:

Когда родимый край покинут гуси, застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли, встречая Государыню-зиму.

В. : Сегодня на занятии мы с вами убедились, что любое время года хорошо по-своему.
Категория: Конспекты занятий | Просмотров: 244 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar