Главная » 2015 Май 3 » Классный час по экологии 11 класс
10:32 Классный час по экологии 11 класс | |
Тема: «Экология и культура – будущее России». Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества. Задачи: помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции. Форма урока: дискуссия Оборудование: мультимедийный проектор, экран; воздушный шар в виде Земли Опережающее задание: конкурс плаката «Экология и мир: что происходит сегодня» Ход урока: Вводно-мотивационный этап. В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего урока «Экология и культура- будущее России». Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что в свою очередь мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам нужны природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли ᴏʜо развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Проблемное задание ученикам: посмотрите отрывок документального фильма и запишите, какие проблемы экологии показаны в фильме? К чему призывает этот фильм? обсуждение http://www.youtube.com/watch?v=TjQo4Yqvhxs Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. Сегодня скорость развития “не вписывается” в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли “Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию”. Дискуссионный этап Каково будущее России? Класс делится на две группы. Каждая в свою очередь делится еще на две (одна ЗА, вторая против). Первая группа обсуждает все за и против ответа на вопрос: – Есть ли смысл России изменять свой путь развития? Ведь наша страна первая по площади, мы лидеры по запасам многих природных ресурсов. Их может хватить еще на многие десятилетия. Вторая группа обсуждает все за и против ответа на вопрос: – Почему наша страна должна отвечать за все страны мира и тратить средства на решение экологических проблем? На это дается 5 минут. По окончанию, по два ученика от группы (один из которых рассказывает о всех за, другой – о всех против по своему вопросу) представляют результат совместной работы. После ответов представителей обеих групп учитель обобщает все за и против: Россия обладает уникальным разнообразием неживой и живой природы, видов растений и животных, их сообществ. Исторически сложилось так, что это – основа богатства нашей страны, ее развития и процветания. Однако, как и везде на планете, биологическому разнообразию России грозит сокращение. Главная причина этому в том, что люди стали ценить свое материальное благополучие выше, чем сохранение природы как источника этого благополучия Как вы поняли из дискуссии, как бы мы не хотели жить беспечно и не думать о вреде, наносимом от деятельности человека природе, необходимо помнить законы природы. Их необходимо знать, чтобы человек мог “вписать” свою деятельность в природные процессы. Для этого необходимы не только знания, но и культура. В настоящее время существует множество определений культуры, но в самом общем значении культура – это характеристика человеческой жизнедеятельности. Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование). Культуру можно рассматривать как различные достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.), способ взаимодействия с окружающей средой (различные типы хозяйствования в историческом процессе). Сама Природа, все более скудеющая и больная, взывает нас вспомнить уроки прошлого, богатую культуру многонациональной России, в которой накоплен бесценный опыт уважения и гармоничного сосуществования с природой. Идея консолидации для решения экологических проблем актуальна не только для нашей страны. Люди всех стран и народов выступили с почином объединить усилия по сохранению жизни на Земле и создали хартию земли. Хартия – это публичный документ, декларация, заявление, результат общей договоренности о целях и принципах совместных действий. С уважением и заботой относиться ко всему живому Экологическая целостность Социальная и экономическая справедливость Демократия, ненасилие и мир Для будущего России как минимум, есть два варианта сценария развития: 1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает. 2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются. Практический этап Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит – и каждой семьи, каждого из нас. Тренинг «Шар» Цель: показать как важна слаженная работа коллектива, для достижения цели. Инструкция: участники становятся в круг. Учитель берёт в руки воздушный шар, который разрисован в виде глобуса Земли «Представим, что это Земля, а вы- страны, которые решают проблемы экологии. Ваша задача передавать по кругу шар-Землю, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя». Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали? Трудно ли было выполнять упражнение? Вывод: мы не можем решить проблему по одиночке. Они решаются только сообща. Так и проблемы экологии должны решаться в тесном сотрудничестве всех стран Земли. Вы все готовились к этому уроку, рисовали плакаты «Экология и мир: что происходит сегодня». Предлагаю проголосовать за тот плакат, который, как вам кажется, отражает актуальные экологические проблемы (голосование тайное) Творческое задание Урок завершается фрагментом видеозаписи выступления Северн Сузуки, 12 летней девочки, которая в 1992 году, на саммите Земли в Рио-де-Жанейро обратилась к представителям более 100 стран мира с призывом начать договариваться и реально решать экологические проблемы ради всех детей планеты и их будущего. Это выступление вошло в историю, как выступление девочки, заставившей замолчать мир на пять минут. http://www.youtube.com/watch?v=uZsDliXzyAY Задание на дом напишите эссе на тему: «Что вы думаете по поводу выступления Северн Сузуки?» | |
|
Всего комментариев: 0 | |