Главная » 2015 » Май » 3 » Классный час по экологии 6 класс
10:34
Классный час по экологии 6 класс
План классного часа

Показ презентации "Природа не прощает ошибок"
Вступительное слово
Проблемная ситуация "Нужны ли комары?"
Интерактивная беседа
Информационный блок "Законы экологии"
Виртуальный экологический рейд "Какие законы нарушены?"
Работа в группах "Обращение от имени природы"
Заключительное слово
Подведение итогов (рефлексия)

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Демонстрация презентации "Природа не прощает ошибок"
Вступительное слово

Классный руководитель. Тема нашего классного часа - "Природа не прощает ошибок".

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам.

Единственное спасение в экологической культуре (на слайде проецируется понятие "экологическая культура")

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ "Нужны ли комары?"

Классный руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен-житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. "Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту "нечисть"!"- в сердцах воскликнул рыбак.

Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен...комарами.

ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА

Классный руководитель. Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Класcный руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология

- А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.

V. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК "Законы экологии"

Классный руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает её законы. А между тем этих законов всего четыре. Их легко запомнить.

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный

Барри Коммонер. Эти законы представлены на экране. (Читает)

ПЕРВЫЙ ЗАКОН: "Всё связано со всем". Действие этого закона мы уже увидели на ваших примерах.

ВТОРОЙ ЗАКОН гласит: "Всё должно куда-то деваться". Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

ТРЕТИЙ ЗАКОН: "Ничто не даётся даром". Всё, что мы выиграли у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв-вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц-исчезли куропатки. За всё приходится платить.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЗАКОН: "Природа знает лучше". Человек, самонадеянно желая "улучшить" природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

VI. ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЙД

"Какие законы нарушены?"

Классный руководитель. Сейчас мы проведём небольшой рейд и попробуем понять соблюдаются ли экологические законы. А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.

-Нарушены первый и второй экологические законы ("Все связано со всем", "Всё должно куда-то деваться")
-Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.

Классный руководитель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за пределы жилой местности. Чем грозит нам и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

- Листва, например, городских деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
- Типичное нарушение второго закона ( "Всё должно куда-то деваться"): дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город либо за деревню, посёлок.

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения "биогумус". На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного бытового мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными. Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение-биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а ещё он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

- Это, наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

- Тут соблюдается второй закон: "Всё должно куда-то деваться". Мусор не превращается в токсичные отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон соблюдается: "Природа знает лучше". Червяк-существо природное, он и знает как лучше переработать отходы.

Классный руководитель. А теперь мы с вами приехали в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К какимпоследствиям для речки и леса это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: "Природа знает лучше". Раз тут в этом месте природа создала болото, так тут ему и быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужны и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

VII. РАБОТА В ГРУППАХ "Обращение от имени природы"

Классный руководитель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

- А если бы природа могла говорить, чтобы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа подготовит обращение к учёным.

Третья группа напишет морякам и рыбакам.

Четвёртая группа напишет письмо к ученикам нашей школы.

(звучит музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения)

Приглашаются к доске представители групп и зачитывают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Классный руководитель. Сегодня мы сговорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко. (Читает)

- О чём говорит здесь поэт?
Примерные ответы детей:
- Нужно беречь природу.
- Нельзя убивать зверей
- Нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.п.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку любить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы.

Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

IX. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (рефлексия)

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.
- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и показал там комаров.
- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.
- Знать законы и соблюдать их легко, самое трудное - быть добрым.
Категория: Классный час | Просмотров: 1527 | | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
avatar