Главная » 2015 Май 3 » Конспект занятия по экологии на тему: Осень
14:05 Конспект занятия по экологии на тему: Осень | |
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Развивающая среда: мольберт, карточки с явлениями природы по временам года. Осенние листья, птицы, вырезанные по контуру, аудиозапись Чайковского «Времена года». СОДЕРЖАНИЕ В. : Какое время года приходит на смену лета? Д. : Осень. В. : Правильно. Осени посвящали свои произведения многие поэты и композиторы. Как вы думаете, почему? Д. : Осенью красиво. Деревья стоят с красивыми листьями: желтыми, красными. В. : Сейчас я прочитаю вам одно из стихотворений А. С. Пушкина об осени. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. В. : Дети, какое это стихотворение: веселое, грустное, печальное или торжественное? Д. : Стихотворение красивое, но немного грустное. В. : О каком периоде осени говорится в этом стихотворении: начале, середине или конце осени? Д. : О конце осени. Потому, что месяц ноябрь – последний месяц осени. В. : Почему это стихотворение грустное? Д. : Солнышко светит реже, дни становятся короче, листья с деревьев опадают, птицы улетают в дальние края. В. : Молодцы. Теперь посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы на них изображены (дети выходят и называют явления природы) . В. : Ребята, какие времена года вы знаете? (Дети называют времена года) . В. : На моем столе лежат карточки. Отберите те, на которых нарисованы осенние явления природы (дети выполняют задание) . В. : Все эти явления происходят осенью. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? Д. : Сентябрь, октябрь, ноябрь. В. : Правильно. Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. В народе его называют златоцветом, рябинником. Птичьей стаей. Как вы думаете, почему? (Дети высказывают свои предположения) . В. : Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле? Д. : С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу, капусту, лук. В. : Правильно, молодцы. Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – рожь и пшеницу. А что делают звери с наступлением осени? Д. : Звери строят и утепляют норы, делают запасы. Начинают менять шубки. В. : Молодцы, ребята. Действительно, звери начинают менять шубки. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Многие делают запасы (белка, заяц). Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Для чего ему это нужно? Д. : Он на всю зиму ложится в спячку. В. : Еще у медведицы появляются медвежата, которых она должна выкормить своим молоком. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Только волк и лиса зимой не спят и запасов на зиму не делают. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ВОЛК И ЛИСА» Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста. В. : Вслед за сентябрем приходит октябрь – месяц хмурый, мокрый. Еще его называют листопадом. Почему? Д. : С деревьев начинают опадать листья. В. : Октябрь очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик моросит, а то первые снежинки запорхают. Люди постоянно наблюдают за жизнью природы, и делают свои приметы. Вот несколько осенних примет: Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. Гром в сентябре предвещает теплую погоду. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме. В. : В октябре начинают улетать птицы. Какие улетают первыми? Д. : Стрижи и ласточки. Потому, что они питаются насекомыми. С наступлением холодов насекомые пропадают. В. : Правильно. Чуть попозже улетают журавли и грачи, потому что они могут питаться ягодами и зерном. Последними улетают гуси, утки, лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает. Все птицы летят по-разному. Журавли летят клином, утки – прямым фронтом, гуси – косяком (выставляются пособия на мольберте) . В. : Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетными) . В. : Птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие) . В. : Как люди должны заботиться о зимующих птицах? Д. : Мы можем сделать кормушки и подкармливать птиц. В. : Ребята, чем занимаются в октябре люди? Д. : Делают заготовки на зиму, утепляют дома. В. : Хорошо. Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. А в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой». ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗАСОЛКА КАПУСТЫ» Мы капусту рубим, Мы капусту трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем. Уф, устали! Дети сопровождают текст движениями. В. : Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный. Его задача – соединить глубокую осень с зимой. В народе его называют «Чернотропник», «предзимник», «ворота зимы». Попробуйте объяснить эти названия. (Высказывания детей) . В. : Чем занимаются наши лесные жители в ноябре? Д. : Они спрятались в своих домиках и кушают запасы. В. : Какие работы у людей в ноябре? Д. : Люди утепляют дома, меняют одежду на теплую. В. : А ваши бабушки вяжут теплые носочки и рассказывают вам сказки. Если раннюю осень называют золотой, то позднюю осень – серебряной. Почему? Д. : В ноябре земля и деревья покрываются инеем. На лужицах появляется лед. Звучит музыка Чайковского «Времена года», воспитатель читает стихотворение: Когда родимый край покинут гуси, застынет лес у холода в плену, Ноябрь ударит в ледяные гусли, встречая Государыню-зиму. В. : Сегодня на занятии мы с вами убедились, что любое время года хорошо по-своему. | |
|
Всего комментариев: 0 | |