Главная » 2015 » Май » 3 » Сценарий "Экологический суд" 2 класс
08:36
Сценарий "Экологический суд" 2 класс
Оборудование: зал оформлен в виде зимнего леса, костюмы диких животных.

Ход занятия:В зале расположен макет зимнего леса. Дети подготовительной группы с воспитателем входят в зал.
Вед.: Что это?
Дети: Лес.
Вед.: Как вы понимаете, что такое лес?
Дети: Лес - это где много растет деревьев.
Вед.: Какие деревья растут в наших лесах?
Дети: Береза, дуб, клен, ива, сосна, ель...
Вед.: Какие животные обитают в лесу, кто из лесных зверей меняет цвет шубы?
Дети: В лесу живут лисы, зайцы, медведи, лоси, ежи... Меняют шубку зайцы и белки.
Вед.: Зачем люди ходят в лес?
Дети: Для того, чтобы там отдохнуть, послушать тишину, понаблюдать за жизнью леса, собирать ягоды и грибы.
Вед.: Как надо относиться к лесным обитателям?
Дети: Нужно их подкармливать зимой, в лесу не шуметь, нельзя убивать и забирать с собой домой зверей и птиц.
Вед.: Какие лесные обитатели впадают в зимнюю спячку?
Дети: Зимой спят медведи и ежи.
Вед.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о лесе?
Дети: "Сломать дерево недолго, вырастить - годы нужны";
"Старые деревья молодые охраняют"
"Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!"
"Подкорми птиц зимой - они отплатят тебе добром летом".
Вед.: Давайте мы с вами потеплее оденемся, оденем шубы, шапки, валенки, рукавички (имитация движений) и отправимся в зимний лес.
(Звучит музыка).
Посмотрите, как красиво на лесной поляне. Все деревья покрыты снегом и инеем.
Дети: Я знаю стихотворение о зиме.
(Дети читают стихи.)
Вед.: Дети, давайте присядем на пенечки и послушаем тишину, и полюбуемся на красоту леса.
(Танец елочек).
Всюду иней серебрится,
Ветка каждая блестит.
Скачет, прыгает сорока
И на месте не сидит.
(Выход зверей под музыку).
Вед.: Сорока, сорока, остановись! Что случилось?! Расскажи нам!
Сорока: В меня кто-то стрелял из рогатки. Крыло болит, слава Богу, хоть как-то летать могу, а вот дятлу не повезло. А за что?! Ведь дятлы столько пользы приносят лесу. Они и деревья лечат, и дупла для многих зверей и птиц делают. Тра-та-та-та. Ох! Жить нам стало совсем невозможно рядом с людьми. Тра-та-та-та. Я пришла к вам просить о помощи, чтобы вы защитили нас. Миша, Миша, выйди, выйди, расскажи сам, что с тобой случилось.
(Входит медведь и стонет.)
Медведь: Я в берлоге крепко сплю.
И меня нельзя будить!
С осени свой жир коплю:
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа -
Крепко спать и весны ждать.
Но люди своим шумом, выстрелами разбудили меня. Вышел я из берлоги, наступил на что-то ужасное, оно вонзилось мне в лапу! Сколько крови потерял! Шага ступить не мог. Спасибо сороке, она мне вытащила острый осколок от бутылки. Лапа до сих пор болит, еле хожу. Ры-ра-ро-ру.
Вед.: Смотрите, лисонька бредет.
Лиса: Я зимы не боюсь!
В шубу теплую ряжусь!
Хвост красивый какой,
Он мне нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю.
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую
Или живность какую.
Об этом наверное, мало кто знает
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем!
Вышла я на полянку, где люди отдыхали: кругом консервные банки валяются, а из одной так вкусно рыбой пахнет. Захотелось полакомиться. Сунула нос в банку: там и есть-то оказалось почти нечего, но нос сильно повредила, кровь шла, а сейчас нарывает, болит. А-а-а.
Вед.: Чьи-то ушки из-за елочки видны?
Заяц: Я - заяц! Расскажу, как живется мне в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел. Очень трудно зимой бывает. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей. Что под снегом заяц найдет - все ему впрок пойдет. А я животом маюсь. Кто-то удобрения для полей рассыпал, а я их за соль принял, полизал и чуть не умер, а живот до сих пор болит. О-о-о-й.
Вед.: На снегу в сугробе чья-то норка видна и следы интересные около нее, как иголки.
Еж: Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую норку. Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас! Трудился, не ленился! Ой, как мне плохо. Какой-то охотничный пес раскопал мою норку, свернулся я в клубок, чтоб защититься, он как толкнул меня лапой, что я покатился с горки вниз и попал прямо на горячие угли, которые какой-то бездельник оставил в кострище. Едва выбрался, но иголочки и ножки сильно обжег. Так больно, что плакать хочется. Ы-ы-ы.
Вед.: Дети, как вы думаете, кто может помочь зверям?
Дети: Может помочь Доктор Айболит.
Медведь: Айболит живет только в сказке, а мы в обычном лесу живем.
1 ребенок: Что же делать?
2 ребенок: Нужно как-то попасть в сказку!
3 ребенок: Нельзя же, чтобы они остались без помощи!
Вед.: Сейчас я попробую позвонить Доктору Айболиту по сказочному телефону (набирает номер и говорит). "Здравствуйте, Доктор Айболит! К нам пришли звери, птицы. Всем им нужна Ваша помощь. (пауза). Хорошо, ждем!" Доктор Айболит сказал, что стало очень много больных зверей и птиц. Большинство из них попадает в разные неприятности из-за людей. Он очень занят и посоветовал его подождать. Давайте мы с вами поиграем в игру и заодно согреемся. Скажите, чем питается ежик?
Дети: Ягодами, грибами, яблоками, мышами.
Вед.: Мы будем мышками, а ежик живет в своей норке.
(Проводится подвижная игра "Ежик и мыши").
(Под музыку входит Доктор Айболит).
Айболит: Здравствуйте, взрослые и ребята! Здравствуйте, птицы и зверята! Всё отложил и к вам поспешил. Уж больно много у вас больных собралось.
Вед.: Здравствуй, Доктор Айболит! Очень рады Вас видеть. Посмотрите, пожалуйста наших зверей.
Айболит: Сейчас посмотрю. Что с тобой, сорока? Ты все трещишь и трещишь.
Сорока: В меня кто-то стрелял из рогатки и повредил крыло.
Айболит: Давай-ка я посмотрю и поправлю твое крыло (лечит).
Сорока: Тра-та-та-та, я летаю, я летаю! (улетает).
Айболит: Что с тобой, Миша?
Медведь: Лапу порезал осколком бутылки, так сильно болит!
Айболит: Потерпи, Миша! Ребята, кто мне поможет?
Ребенок: Я.
Айболит: Вот тебе мазь из подорожника, помажь ему лапу и наложи повязку. (Ребенок перевязывает).
Айболит: Что у тебя, Лисонька болит?
Лиса: Нос поранила жестяной консервной банкой.
Айболит: Смажу я тебе носик вот этой мазью, он и заживет!
Айболит: Заинька, что ты за живот держишься?
Заяц: Перепутал соль с удобрениями, живот и болит.
Айболит: Вот тебе морковка с витаминами, съешь и все пройдет!
Айболит: Ежик, а с тобой что?
Ежик: Я на горячие угли попал, обжег иголочки и ножки.
Айболит: Я смажу тебе иголочки и ножки мазью от ожогов.
Айболит: А где же сорока?
(Влетает сорока).
Сорока: Вот и я. Я в лес летала сказать Белке, чтобы она прибежала к вам и рассказала о своих бедах.
Белка: Стало невыносимо. Раньше грибники грибы под ногами искали, а теперь есть такие, кто на мои запасы зарится!
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб,
И выругался громко.
Стал гнуть орешину - сломал.
Потом залез на ветки.
И все орехи обобрал
Не думая о белке.
Г.Ладонщиков.
Айболит: Да! Плохи дела у зверей и птиц. Я уже не успеваю их лечить, столько среди них пострадавших стало! Разве можно допустить, чтобы животным было так опасно жить?! Ребята, а вы правильно ведете себя в природе? Знаете ли вы, как следует себя вести, чтобы не причинять диким животным вреда? Ну-ка, скажите, что нужно было сделать, чтобы Мишка не порезал лапу?
1 ребенок: Нельзя бросать и разбивать бутылки, а если все-таки что-то разбилось, необходимо собрать все осколки и взять в город, а там выбросить в мусорный ящик. Нельзя оставлять стеклянную посуду в лесу.
Айболит: Правильно! Молодцы! А что нужно было сделать, чтобы в беду не попала лисичка?
2 ребенок: Нужно оставшуюся пищу положить на пенек, а пустые банки забрать домой ми там выбросить в мусорный ящик.
Айболит: Хорошо знаете! А как нужно защитить Зайчика?
3 ребенок: Если нечаянно рассыпалось удобрение, его нужно тщательно собрать с земли в плотный пакет. Остатки засыпать землей или закопать.
Айболит: Верно. А что вы скажете про того хулигана?
4 ребенок: Таких ребят среди нас нет.
5 ребенок: Мы бы ему сказали, что он враг леса, враг птиц и природы, и позорит всех людей перед лесными жителями.
Айболит: Что правда - то правда! А кто виноват в беде Ежика?
6 ребенок: Нельзя позволять собакам обижать лесных малышей, и костры в лесу жечь нельзя, а тем более, оставлять не погасив его.
Айболит: Да, костер в лесу - это очень опасно! А можно ли отбирать запасы у зверей?
7 ребенок: Грибы и ягоды нужно собирать самим, а не у белки отнимать. Кусты и деревья ломать нельзя.
Айболит: Правила поведения в природе вы знаете неплохо! Необходимо только их всегда выполнять и другим напоминать, чтобы выполняли. Ребята, как вы поступите, если пришли на поляну, а на ней уже кто-то оставил после себя разный мусор?
8 ребенок: Мы соберем его и увезем с собой.
Вед.: Айболит, а наши дети знают хорошую песню о дружбе и хотят ее спеть всем, и просят вас со зверями подпевать ее.
(песня В.Улановского на слова И.Мазнина "Давайте дружить!")
Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И звери и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!...
Давайте будем
Беречь планету -
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Она одна,
Для жизни, дружбы
Она дана!

Диагностика экологических знаний старших дошкольников

(основана на методике О.Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. Журнал "Дошкольное воспитание № 7, 2004 г. стр. 21")

1. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных.
Оборудование.
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
Как называется животное (птица, насекомое)?
Что ты можешь рассказать о нем?
Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего
Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
2. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
Для чего нужны людям комнатные растения?
Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, под снежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Уровень ниже среднего
Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

3. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
Какие свойства песка ты знаешь?
Где и для чего человек использует песок?
Какие свойства камней ты знаешь?
Где и для чего человек использует камни?
Какие свойства воды ты знаешь?
Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень
Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные объекты неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Уровень ниже среднего.
Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
4. Контрольные задания для определения уровня знаний времен года.
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению
Педагог: Какое время года тебе нравится больше всего и почему?
Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.
Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?". По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень
Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего
Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

5. Контрольные задания для определения уровня отношения к миру природы.
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?".)
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть)? (Если в детском саду их нет, спрашивает: "Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?".)
Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень
Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Доклад к педсовету воспитателя-эколога Виноградовой М.С.

"Экологическое образование - смена стереотипов"

1. Стереотип "Человек - царь, хозяин природы" наиболее характерен для методической и художественной детской литературы 50-80-х годов. И только во второй половине 90-х годов он стал постепенно исчезать из дошкольной педагогической литературы. Данное выражение рассматривает человека как меру вещей, а объекты окружающей природы - прежде всего с точки зрения опасности или пользы для людей. Предполагается, что человек может изменять природу по своему усмотрению, для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей.
2. Стереотип "Вредные и полезные животные, растения". В широко распространенной до сих пор в экологическом воспитании дошкольников классификации живых организмов на "вредных, опасных и полезных" основной признак выделения групп также отражает потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение прежде всего к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую дети оказываются в сложном положении: вначале воспитатель рассказывает об опасности, "вредности" ядовитых грибов, а затем - о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно.
Рассмотрим конкретные примеры. С.Василевская отмечает, что многие родители употребляют выражения: "Эта змея ядовита, ее нужно убивать", "Тигр - зверь страшный, кровожадный". И тут же добавляет: "А педагогически правильно было бы объяснить, что оба животных находятся на грани вымирания, что в силу своей редкости не могут нанести существенного вреда". То есть изначально правильно поставленный вопрос все же трактуется с позиции старой парадигмы. Тот же автор в начале своей работы совершенно справедливо указывает, что "в природе нет вредных и полезных животных, вредные и полезные существуют по отношению к человеку", однако далее в тексте постоянно делит животных на вредных и полезных: "Среди полезных насекомых следует отметить рыжих лесных муравьев... за день уничтожают... вредителей леса и их личинок... Земноводные животные... уничтожают насекомых - вредителей сельского и лесного хозяйства и поэтому относиться к ним надо бережно. Жабы полезны - они питаются червями, вредными жуками, клопами, гусеницами, голыми слизняками, причем ночью, когда птицы отдыхают". "А что можно сказать о птицах? За единичным исключением все они полезны". Подобные идеи обнаруживаются и в очень нужной для детских садов книге М.М. Марковской "Уголок природы в детском саду", которой и в настоящее время пользуются воспитатели. Автор не рекомендует ловить и помещать в садки бабочек, так как в условиях городов и пригородных зон их осталось мало. Однако для того, "чтобы дети поняли, какой вред приносят растениям гусеницы-листоеды", этот же автор предлагает поместить их в садок вместе с растениями и провести наблюдения. В результате дети наглядно убеждаются "...как за короткий срок гусеницы поражают листья", а воспитатель проводит беседу о пользе птиц, уничтожающих таких гусениц. Складывается противоречивая ситуация: дети одновременно получают от воспитателя информацию о том, что бабочки красивы, нуждаются в бережном отношении, а гусеницы (стадия развития бабочки!) вредны, их нужно уничтожать. Такое разное отношение к бабочкам и гусеницам широко распространено в дошкольной литературе и является парадоксальным примером проявления старой парадигмы. С позиции экологии (а не сельского хозяйства) листья растений, гусеницы (бабочки), птицы являются звеньями одной пищевой цепи, и каждый из них выполняет свою роль в природе.
Почему появилось выражение "вредные", "полезные"? Полезными мы считаем животных, которых можем использовать в своих целях. Тех же, кто создает какие-либо неудобства человеку, мы наградили ярлыком "вредные". Все "вредные" животные и растения так или иначе конкурируют в борьбе с человеком за ресурсы, наносят урон урожаю и т.п. В одной из хрестоматий по природоведению, например, утверждается, что не все хищные птицы вредные, а только те, которые питаются птицами (на этих птиц охотится и человек). А вот их собратья, поедающие лесных мышей, полевок, признаны полезными, поскольку эти грызуны "губят (!) опадающие на землю плоды и семена деревьев, кустарников". Трудно даже определить, насколько такой подход антиэкологи-чен, какое отрицательное влияние оказывает он на формирование у детей представлений о природе. Как правило, в категорию "вредных" попадают и многие хищники (волки, которые нападают на овец; лисицы, которые крадут кур; орлы, ворующие цыплят, и т.п.). Употребление такой классификации правомочно с точки зрения сельского хозяйства (там определение "вредители" имеет свое обоснование), но не экологического воспитания, тем более детей младшего возраста. В этом возрасте дети очень восприимчивы к словам "плохой", "хороший". Так, наш опрос показал, что слово "вредный" дошкольники отождествляют со словами "плохой", "нехороший", "непослушный", ведь и сам ребенок иногда слышит в свой адрес: "Какой же ты вредный! И когда ты только исправишься и будешь вести себя нормально?!" Иногда за "вредность" наказывают и физически. Значит, "вредные" животные в чем-то тоже виноваты и должны, с точки зрения ребенка, "исправиться", "стать хорошими"; в противном случае "их накажут" (так рассуждали дети одной из подготовительных групп). В результате такого подхода дошкольники делают вполне логичные выводы: чем меньше "вредных" животных, тем лучше, они не нуждаются в бережном отношении и охране. Очень интересный пример, иллюстрирующий возможные негативные последствия такого потребительского подхода, описывает Б.Рябинин: мальчики подстрелили из рогатки ворону для того, чтобы "казнить ее как хищника (эта птица ворует птенцов, яйца, значит, вредная)". О "вредности" вороны дети узнали от педагогов. Автор осуждает такой подход, отмечая, что "вредность и полезность того или иного создания будут ребенку ясны, когда окрепнет его сознание". Еще пример, из современной жизни: пятилетняя девочка на прогулке ловит жуков, дождевых червей и, зажав их в ладошке, бежит к папе с вопросом: они хорошие или вредные? Как выяснилось, девочка собиралась раздавить всех "вредных" насекомых, о которых услышала в детском саду. Опыт свидетельствует: к начальной школе у детей уже сформированы представления о волке и других хищниках как о "плохих, злых" животных, а о зайцах и других травоядных - как о "хороших, добрых". Отсюда дети делают выводы: плохой волк не нужен, его можно убивать, а потому и нет смысла охранять.
Конечно, в преобразованной человеком природе, например, на полях, в огородах, на дачных участках у людей появляются конкуренты - "вредители", с которыми они вынуждены бороться. Но в эту борьбу приходится включаться прежде всего потому, что в искусственных сообществах не действуют законы, регулирующие равновесие в природе. Называя насекомых, птиц "вредителями сельского хозяйства", мы должны помнить о том, что в естественных условиях они играют отведенную именно им роль, их существование необходимо для поддержания природного равновесия. Возьмем комнатную моль: в естественных условиях она выполняет важную функцию (перерабатывает шерсть, мех погибших животных, то есть участвует в круговороте веществ). Поедая наши меховые шубы, эта бабочка честно выполняет ту роль, которую ей отвела природа. Откуда ей знать, что перед ней неприродный объект?
Обратите внимание: все "вредители" живут рядом с нами только потому, что мы сами создаем для них благоприятные условия - обеспечиваем пищей, водой, местообитанием. Почему на полях нам приходится постоянно (но безуспешно) бороться с колорадским жуком, а в естественных условиях он в таком количестве не размножается? Потому что, во-первых, в естественных условиях у него есть "враги" - животные, вирусы, которые ограничивают численность этого насекомого. Во-вторых, нигде в природе вы не найдете таких одновидовых насаждений, как картофельное поле, обычно на одном участке растет несколько разных видов растений, с которыми связаны и разные насекомые. Мы же создаем у себя на огороде монокультурные насаждения, в частности, картофеля, а это - прекрасная пищевая база для колорадского жука. Неограниченный в еде, в отсутствие "врагов", колорадский жук быстро осваивает новые территории. Почему в домах заводятся тараканы, мыши, а во многих городах наблюдаются вспышки численности крыс, ворон? Потому что люди создают для них комфортные условия - убежища, корм (пищевые отходы, мусор на свалках, крошки и т.п. в домах). В естественных же условиях количество всех этих животных также регулируется законами природы (ограниченное количество пищи, "враги", болезни).
Таким образом, мы должны четко разделять две среды: в одной из них - искусственной, созданной человеком, - законы природы действуют не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных и нежелательных для нас животных, которых мы называем "вредными" (тараканов, крыс, мышей), должна регулироваться самими людьми. Но в естественных экосистемах все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия на планете. Именно в естественных условиях делить их на вредных и полезных бессмысленно.
3. Еще один пример распространенного в дошкольной педагогике подхода - объяснение необходимости бережного отношения к природным объектам, их охраны только с точки зрения использования человеком. Выражения "Лес - наше богатство, потому что он дает нам ягоды, грибы, орехи", "Природа - наше богатство, потому что она дает нам..." в качестве аргументации необходимости бережного отношения к природе употребляют 82% опрошенных нами педагогов дошкольных учреждений, работающих в области экологического воспитания. С таких же позиций рассматриваются и другие сообщества - реки, озера, моря: "Белое море - это сокровищница... Но главное его богатство - это рыбы" (такой подход верен с позиции рыбака, но не эколога; для целей же экологического воспитания важно показать ребенку значение всех обитателей моря, их связи между собой). Если же следовать подобной логике, то лес, в котором человеку нечем поживиться, в охране не нуждается! Поэтому, может быть, призывая ребят беречь лес, мы крайне мало говорим о важности охраны болот, роль которых в поддержании экологического равновесия столь же велика. Бесспорно, мы должны объяснять детям, как используются природные ресурсы, что они значат для человека. Но прежде всего следует сказать о самоценности природы, а лишь затем - о том, как мы ее используем.
Довольно часто в качестве экологической тематики педагогами предлагаются занятия "по ознакомлению с полезными лекарственными растениями, с их внешним видом, условиями сбора и главное - перечислением болезней, от которых они излечивают". На наш взгляд, информация о лечении конкретными травами конкретных заболеваний (печени, почек и т.п.) в первую очередь представляет интерес для самих воспитателей и не очень интересна 4-6-летним детям, которые не всегда четко представляют, где эти самые почки находятся. В лучшем случае в конце таких занятий предлагается бережно относиться к лекарственным растениям (но опять же подразумевается - за то, что они нам нужны). Например, один из авторов в качестве объяснения необходимости бережного отношения к природе предлагает следующий вариант: "Для чего же человеку нужна природа? Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни". Необходимость сохранения растений обосновывается только их пользой для людей: "Цветущих растений все меньше и меньше, а ведь они украшают нашу Землю, радуют людей" (украшают, верно, но этим их значение в жизни природы и человека не ограничивается). В результате такого "экологического воспитания" у дошкольников усиливается потребительское отношение к окружающему миру, формируется представление о необходимости бережного отношения только к объектам природы, имеющим практическое значение, и необязательности такого отношения к "бесполезным" для него объектам, что противоречит формированию представлений о самоценности всех видов без исключения. Ярким проявлением такого отношения являются, например, следующие утверждения детей: "березы нужны в городе, потому что их можно спилить, получатся пеньки, на которых можно отдыхать" (ответ шестилетней девочки на вопрос "Для чего деревья в городе?"); "волки -плохие, злые, их нужно прогнать из леса, их не нужно защищать, защищать нужно только зайцев от волков", "охранять нужно только редкие растения, а ромашек много, их можно собирать сколько хочешь" и т.п.
4. Помимо деления объектов окружающего мира на полезные и бесполезные, наблюдается и деление на красивые и безобразные (формируется соответствующее отношение ребенка), опасные и неопасные. При такой оценке большое значение имеет отношение самого воспитателя к тому или иному объекту. Так, в конспекте экологического занятия одного из детских садов утверждается, что "медуз трогать нельзя, потому что они жгутся!" (об этом нужно сказать, но для экологического занятия этого мало, необходимо обратить внимание и на то, что медузы выполняют свою функцию в сообществе моря, на их красоту, необычный облик, на то, что нельзя изымать эти существа из моря, как это делают многие отдыхающие, и т.п.).
Эмоционально окрашенное отрицательное отношение взрослого к тем или иным объектам хорошо прослеживается во многих работах по экологическому образованию дошкольников и крайне негативно сказывается на восприятии этих объектов (пауков, змей, жаб, лягушек) детьми. Негативное отношение воспитателя к лягушкам (и к болоту) проявляется, например, в таких предложениях: "Ребята! Давайте предложим лягушкам переселиться в болото, им не место в озере! К сожалению, я слышу кваканье лягушек..." (фрагмент занятия по экологии). Классическим примером подозрительного отношения человека к птицам является кукушка. Вроде бы и на вид симпатичная, и "года накукует", но есть у нее одна нехорошая, с точки зрения человека, черта - подбрасывать собственные яйца в чужие гнезда, как бы бросать своих детей. Осуждающее отношение к кукушке прослеживается во многих конспектах занятий. Правда, иногда ее недостатки пытаются "уравновесить" достоинствами: "кукушка не только подкладывает яйца в чужие гнезда, но и поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не ест ни одна другая птица. Ведь среди них есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд" (кстати, опять упоминаются гусеницы, а ведь и из мохнатых вырастают бабочки-красавицы). Вот если бы кукушка вдруг изменила свое "неприличное" поведение, стала вить гнезда и высиживать, как положено добропорядочной матери, свое потомство, тогда она бы отвечала всем критериям идеальной птицы. На самом деле кукушка всего лишь занимает в природе так называемую "экологическую нишу" и инстинктивно делает то, что лучше всего сохраняет ее как вид. Подбрасывание яиц в чужие гнезда - это всего лишь приспособление, появившееся в результате естественного отбора, которое действительно играет большую роль в выживании этого вида. Оно не может быть оценено как хорошее или плохое, тем более что кукушка создает оптимальные условия для развития своих птенцов и с этой точки зрения является "хорошей" матерью.
Во многих программах по экологическому воспитанию, методических рекомендациях знакомство детей с царством грибов ограничивается изучением съедобных и ядовитых, что важно с точки зрения безопасности ребенка, но никак не отражает роль грибов в круговороте вещества, образовании почвы (что важно с точки зрения экологического воспитания). Так, у большинства опрошенных нами детей 5-6 лет уже сформировалось отрицательное отношение к ядовитым грибам, растениям, что выражается в определениях "плохие", "злые", "ненужные". 48% дошкольников считают нужным бережно относиться только к съедобным грибам (особенно к подосиновикам, подберезовикам), объясняя, что они "вкусные, полезные, красивые, очень нам нужны, их можно пожарить с картошкой". И лишь 9% дошкольников отметили, что "мухоморы нужны для того, чтобы звери лечились". Никто из детей не знал, почему грибы растут на пнях, старых, сухих деревьях. И только после занятий по программе "Наш дом - природа" (блок "Почва - живая земля") представления дошкольников резко изменились. Во-первых, мы часто воспринимаем грибы только как плодовое тело, которое видим. И забываем, что основная часть этого организма находится в земле. Во-вторых, грибы разлагают мертвые остатки, превращая их (вместе с другими организмами-разрушителями) в почву. В-третьих, многие грибы отнюдь не случайно соседствуют с определенными растениями. Они помогают друг другу питаться, выживать, как бы сотрудничают. Исчезнут такие грибы - могут погибнуть и растения, их спутники. И с этих позиций совершенно неважно, съедобны грибы или ядовиты. К любым из них нужно относиться бережно.
Взрослые нередко позволяют себе в присутствии ребенка (заметим - у которого еще не сформировалось собственное отношение к объектам природы) выражения типа: "Фу, какая гадость! Какой неприятный, брось его (ее) сейчас же!" Как уже отмечалось, обычно это относится к лягушкам, ужам, дождевым червякам. На вопрос "Почему вы не любите тех или иных животных?" большинство опрошенных нами воспитателей отвечали: "Они мокрые, скользкие, голые, неприятные и т.п.". Однако в присутствии детей свои эмоции нужно сдерживать. У ребенка этого возраста часто эмоциональное неприятие животного переходит в практическую плоскость: гадкий червяк - нужно его раздавить. А с точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравится оно ему или нет.
Несомненно, восприятие красоты природы усиливает эмоциональное к ней отношение ребенка, является крайне важным воспитательным моментом. Однако с точки зрения экологического образования необходимо еще и показать ребенку, что внешний вид любого организма - это его приспособление к жизни в определенных условиях, научить видеть красоту как проявление целесообразности, понимать необходимость существования любого организма независимо от наших симпатий и антипатий. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни - необходимо.
Однако в целом, как показывает опыт, нам всем крайне сложно отойти от сложившихся стереотипов, отражающих традиционный подход. Даже если педагоги понимают относительность понятий "плохой" - "хороший" по отношению к объектам природы, их оценка природных объектов все равно отражает потребительский подход. Так, один из авторов совершенно справедливо указывает: "в природе не бывает только хорошо или плохо", но тут же добавляет: "бабочка - это хорошо, потому что она красивая, радует детей, опыляет цветы, а плохо, потому что гусеницы бабочек поедают листья" (возникает вопрос - плохо кому? Человеку, его саду, а в природе численность гусениц регулируется естественными процессами).
Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Наша цель - показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.

Старая (традиционная) парадигма


Новая (биоцентрическая) парадигма

Природа (лес) дает нам ягоды, грибы, поэтому мы должны ее беречь


Природа - "дом" для живых существ, в том числе и человека, самоценность природы

Дерево дает нам древесину Чем ценна ель? Сосна имеет большое народнохозяйственное значение


Дерево - "дом" для животных, его связь с другими растениями, значение для очищения воздуха, эстетическое, познавательное значение, роль в жизни человека

Грибы съедобные и несъедобные, ядовитые


Роль грибов в круговороте веществ (на ближайших примерах - в саду, парке, в лесу) и в жизни других организмов - связи с деревьями, животными

Помогать природе, улучшая ее, приумножать богатства


Учитывать законы природы, действовать в их рамках, помогать прежде всего организмам, которые живут в измененной среде, рядом с нами

Сурки не наносят большого вреда растениям


Сурки питаются растениями

редные и полезные организмы, опасные и съедобные, красивые и некрасивые


Роль каждого организма в природе (на отдельных примерах), их место в пищевых цепочках, самоценность

Акцент на выращивании культурных растений


Акцент на общении с объектами естественной природы

Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для коллекций и наблюдений в детском саду


Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе, без нанесения ущерба организмам

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: "Дикие животные"

Провела: учитель-логопед I категории Стулова Галина Сергеевна

Цели:

Закрепить умение детей описывать внешний вид животных, называть характерные признаки.
Развивать память, внимание.
Упражнять в употреблении существительного в творительном падеже.

Оборудование: игрушки, изображения диких животных, предметные и сюжетные картинки.

I. Организационный момент.
Назвать растения леса, жилища лесных зверей.
II. Повторение.
а) Обобщающая беседа.
В наших лесах много животных. Какие это животные? Почему называются дикими? Послушайте загадку:
Хвост пушистый, мех золотой
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса).
Как вы догадались, что это лиса? Что еще вы можете сказать о лисе? (описание лисы: размер, покров тела, части тела, органы чувств, повадки, привычки).
Еще одна загадка:
В горку бегом, с горы кувырком. (Заяц).
Как вы догадались, что еще вы можете сказать о зайце? (описание по плану).
III. Игра "Кто с кем".
У лисы сегодня день рождения. Она пригласила друзей. С кем живет лиса? С кем пришли в гости?
Заяц (с зайчонком), еж (с ежонком), лиса (с лисенком) и т.д.
Чтобы зверям было весело, лиса включила телевизор.
1-ый кадр: Какое время года? Как вы догадались, что осень. Что еще можно рассказать про осень?
2-ой кадр: Заяц. Какой заяц по величине? А как ласково можно назвать зайца? (зайчонок)
3-ий кадр: Белочка. Она гуляла по лесу и чуть ее не съел волк. Мама-белка наказала бельчонка, не пустила его гулять. Какое у него настроение?
IV. Физ.минутка. Игра "У медведя во бору".
V. Закрепление материала:
а) Беседа:
Звери проголодались, будем их кормить. Кто что ест? (морковку, капусту, орехи).
б) Игра: "Кто где живет".
Медведь - в берлоге, лиса - в норе, белка - в дупле.
А сейчас я прочитаю вам рассказ "Как медведь сам себя испугал".
Послушаем стихи Л.Квитко "Медведь в лесу". (Пересказ).
VI. Итог.
Звери прислали нам посылку. Давайте посмотрим, что там и назовем его. (Достаем из коробки зверушек, сделанных из бумаги).

Конспект развлечения КВН "Мы - друзья природы" для детей подготовительной группы

Выполнила: воспитатель I категории Сивцова Елена Михайловна

Задачи:

Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение.
Расширять представления детей о жизнедеятельности животных.
Учить правильному поведению в природной среде.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада видеть Вас всех на нашем занятии. Сегодня состоится КВН между командами (показывает рукой, отвечает команда): "Зайчата" и "Медвежата".
Есть веселая игра,
Называется она
КВН.
Шутки, смех. Вопрос - ответ.
Знает ту игру весь свет!
КВН.
Что ж, пора нам начинать.
Я хочу Вам пожелать
В КВН
Чтобы дружными Вы были,
Чтоб смеялись, не грустили
В КВН.
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вы отвечали
В КВН.
Чтоб жюри довольно было
В КВН.
Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе и доказать, что они являются настоящими друзьями природы.
- Ребята, Вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит и поэтому очки никому просто так присуждать не станет. А помогать ему будут его помощники: собака Авва, и обезьянка Чи-чи. За каждый правильный ответ "Зайчата" будут получать морковку, а "Медвежата" - сладкую малину.
1. А теперь настало время приветствия команд.
Команда "Зайчата" хотят поприветствовать команду "Медвежата".
(Песня "Раз, морозною зимой").
Команда "Медвежата" горит желанием поприветствовать "Зайчат".
(Музыкальный номер "Друзья").Айболит: Мне очень понравились обе команды, поэтому "Зайчата" и "Медвежата" получают свою первую награду. (1 морковка, 1 малинка).

2. Ведущий: А сейчас небольшая разминка "Кто быстрее?"
У наборного полотна лежат два набора элементов к коллажу "Лес" (фигурки: заяц, ёлка, облака, солнце и т.д.). Дети из каждой команды по одному должны добежать до наборного полотна и прикрепить предмет коллажа.
Ведущий: Я вижу, что команды размялись. Настроение у всех замечательное, и я думаю, что теперь можно приступить к выполнению нашего задания.

3. Следующий конкурс "Загадки".
"Зайчата". Какие звери зимой спят?
"Медвежата". Какие животные делают запасы на зиму?
"Зайчата". Какие птицы берегут лес от вредных насекомых? Как?
"Медвежата". Чем кормятся птицы зимой в лесу?
"Зайчата". Как помогают люди лесным зверятам зимой? Почему?
"Медвежата". Как нужно вести себя в лесу? Почему?

4. Ведущий: "Конкурс капитанов". Как трудились наши команды, мы увидели, а теперь подошло время для "Конкурса капитанов". Задание для капитанов: нарисуйте запрещающий знак поведения в природе, которым мы можем пользоваться и расскажите о нем.
Ведущий: Пока капитаны трудятся, мы с вами проведем конкурс "Народная мудрость". Какие пословицы и поговорки о природе Вы знаете (ответы детей).

5. Конкурс знаний правил поведения в лесу.
Ведущий: Капитаны успешно справились со своим заданием, но на этом их испытания не кончились. Ведь Вы знаете, что от капитана многое зависит, особенно если он со своей командой отправится в лес. Прежде всего, капитан должен знать правила поведения в лесу. Пусть они назовут их, а команды будут ему помогать. Итак, что нельзя делать в лесу? (Ответы капитанов и команды)
А сейчас игры с командами. С командой "Зайчата" мы поиграем в игру "У медведя во бору", а с командой "Медвежата" - в игру "Зайки скок…".

6. Конкурс "Поэтический". Участники команд почитают друг другу стихи о природе. (Чтение стихов).

Подведение итогов.Ведущий: Ребята, какие Вы все сегодня были умницы! Как много Вы знаете о природе, теперь пришло время подвести итоги. Какая же из команд стала победителем нашего КВН. (Подсчет, награждение).
Спасибо всем участникам, жюри и зрителям. А в заключение давайте все вместе споем песню "Давайте дружить" (В.Улановского, сл. И.Мазнина)
Категория: Сценарий, сценки | Просмотров: 575 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar