Главная » 2015 Май 3 » Викторина по экологии для детей 4-5 лет
13:03 Викторина по экологии для детей 4-5 лет | |
Тема: «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!» Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, уважаемые члены жюри! О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» Я рада видеть вас на нашей встрече. А сейчас мне нужны помощники (4-5 человек). Замечательно! Для начала я предлагаю Вам стать ближе друг к другу. Игра «Близкие люди» Под веселую музыку играющие врассыпную двигаются по залу, танцуют. Ведущий хлопает в ладоши – играющие здороваются за руку друг с другом (все со всеми). Музыка. Ведущий звенит в колокольчик (бубен) – играющие гладят друг друга по плечу. Музыка. Ведущий свистит в свисток – играющие трутся спинами друг с другом. Педагог: Ну как? Вам стало теплее, веселее, комфортнее. А сейчас, пожалуйста, присядьте на свои рабочие места - за стол. На столе ватман, фломастеры, листы бумаги, ножницы, тарелочки, клей-карандаш. ручки. 1.Знакомство с темой работы: Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования 21 века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Дети постоянно соприкасаются с природой. Такие встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы. Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе. Знакомство дошкольников с экологическими знаниями, с природой я осуществляю в рамках проектного метода. Значение проектного метода: Проектный метод входит в современную жизнь как требование времени, ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и Значение проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников Проектное обучение способствует: повышению личной уверенности ребенка; развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать; обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы; развивает у детей исследовательские умения; вовлекает в воспитательно-образовательный процесс всех его участников: детей, педагогов и родителей. 2. Проблема: как можно в наших условиях (на территориях наших детских садов) грамотно с пользой для детей оформить участки детских садов и разнообразить деятельность детей на прогулке? Одним из видов экологической работы является деятельность детей на экологической тропе. Разработки экологической тропы в литературе встречаются часто. Это является хорошим методом организации деятельности детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию ДОУ. Тема встречи: Я хочу предложить вашему вниманию знакомство с экологической тропой, ее организацией, созданием паспорта экологической тропы. 3. Презентация «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения». - Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира. - Основные задачи экологической тропы: 1. формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам; 2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы; 3. формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе; 4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления. - Функции экологической тропы. В ДОУ экологические тропинки, как назвала их Наталья Александровна Рыжова, выполняют: познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. - Можно выделить 3 основных типа экологических тропинок: на территории ДОУ, в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер), в здании ДОУ. - Занятия на экологической тропе. Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует ДОУ («Детство», «От рождения до школы» и т.д.) и дополнительной программы конкретно по экологическому воспитанию («Мы» (Азбука экологии) Н.Н. Кондратьевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и т.д.). Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как части целостной программы или проекта работы на экологической тропе. Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут. - Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д. Взаимодействие человека с природой (положительное и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории ДОУ, скворечников. - Формы работы на экологической тропинке (тропе): ролевые и имитационные экологические игры, систематические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы, проведение экологических опытов, экологические практикумы, ситуации эстетического восприятия природы, продуктивная и художественная деятельность (по сезону и по погоде). Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (Дядюшка АУ, Незнайка, Старичок Лесовичок, Пес Барбос, Почтальон Печкин). Дядюшка АУ и Старичок Лесовичок – лучшие друзья и помощники ребят в решении экологических проблем. - Этапы создания и оформления экологической тропы: детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов; составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (нарисовать в кружочке бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от объекта к объекту); выбор с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, приглашать их в гости; фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта экологической тропы); изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми. Кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы? 4.Работа с педагогами (за столом): листы бумаги А-3, фломастеры, картинки, клей-карандаш, ножницы. Я предлагаю вам, моим помощникам, разработать мини-маршрут экологической тропы на участке одного из детских. Выберите, пожалуйста, один из детских садов. Ваша задача: разработать маршрут экологической тропы и паспорт объкетов на тропе для детей старшего дошкольного возраста на территории детского сада, который вы выбрали, опираясь на информацию, которую вы узнали. Возьмите 3-4 объекта для начала. Материал для описания: научные данные, стихотворения, загадки о растениях, животных, насекомых, пословицы, поговорки. Не забудьте выбрать хозяина вашей тропы. Как у вас замечательно получилось! Вам пригодились все ваши знания окружающего мира, знание художественных произведений… 5.Вопросы к педагогам: Уважаемы педагоги, как вы думаете, кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы? Как вы считаете, надо ли посещать сразу все точки тропинки? 6.Заключительная часть. Вывод: Я надеюсь, что наша встреча вам понравилась и оказалась полезной для вашей работы. Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов: это позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления детей на свежем воздухе; один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач, т.е. при этом присутствует элемент незаконченности, который является одним из стимулов детской познавательной деятельности. Детям всегда хочется узнать, а что же было дальше (как в сказках); это дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года; на тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии; здесь присутствует интегрированный подход: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх. Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить, Так мир не дано, никому сохранить!... Давайте, мы будем дружить, И заботу воспитывать в детях! Тогда не страшно, будет жить, Нам всем на этом свете! Спасибо за ваше участие и за внимание! | |
|
Всего комментариев: 0 | |